среда, 3 июля 2013 г.

Дрейфусовская модель приобретения навыков и немножко отсебятины

Всем привет!

Седня проводили собеседование  и завтыкали на вопросе неосознанной компетентности, то есть когда человек делает свою работу настолько круто, что уже не осознает как именно он этот делает.  Например программист успешно решает проектные задачи, но тупит в принципах ООП и даже не может их назвать, или называет, но не может объяснить, хотя все их применяет.
С одной стороны, если ты не осознаешь, что ты делаешь, это вроде как плохо, так как ты не можешь объяснить другому, как ты это делаешь. С другой у тебя это уже настолько доведено до автоматизма постоянной практикой, что ты делаешь это круто на автомате не задумываясь о последовательности шагов. В этой статье подобная модель называется Эксперт. Это человек который может подробно описать ход решения задачи, до того, как он приступил к работе над ней, может привести его в замешательство. Здесь вы подобны бабушке, встающей в 6 утра и делающей печенье уже долгие-долгие годы. Она не задумывается о количестве выпечки или времени запекания, да, возможно, она вообще не думает о ней — она просто делает, и это работает.
Поговорили мы об этом со Славой Панкратовым и пришли к выводу, что ответы на вопросы не дают никакой полезной информации о том будет этот человек делать работу или не будет.  Для понимания КАК КАЧЕСТВЕННО человек будет делать работу, ему надо дать конкретную задачу из проекта и посмотреть как он взаимодействует в решении этой задачи. Как он ее решает? Задает ли вопросы или сразу говорит, что это задача из области космоса и вообще не применяется в реалиях, хотя у вас то она как раз взята из реалий. Если он упирается во что-то, смотреть как он себя при этом ведет, потому что именно так он и будет вести когда он прийдет к вам работать. 
Всего есть 4 стадии компетентности:
1) Не осознанная не компетентность
2) Осознанная не компетентность
3) Осознанная компетентность
4) Не осознанная компетентность
Что несет для будущей работы если человек уже перешел в область неосознанной компетентности настолько, что не может объяснить насколько успешно или неуспешно он это делает?
Если человек будет работать один, и ему не надо объяснять никому как и почему он это делает, это окей. Если же ему надо будет постоянно взаимодействовать с кем-то, то лучше брать человека с осознаной зоной компетентности или могущего легко в нее перейти. Например я, чтобы понимать, как именно я провожу собеседования, написала тренинг на эту тему, осозннано вытаскивая из себя эти знания. Потому, что в обычной ситуации на вопрос "Как ты понимаешь что этот человек подходит", я могла только ответить эээ, ну я так чувствую. Я и сейчас так же чувствую :), но сажусь и пишу для себя как я это поняла, что переводит меня в зону осознанности.

Оригинал взят тут.  

Итак, этот пост будет немного «поспешным», что неудивительно для субботнего утра (оригинальная статья была опубликована 18-ого августа 2007-ого года. прим.пер.), но я хочу сослаться на этот топик в одной работе, которой собираюсь заняться этой осенью. Я планирую плодотворно поработать: создать несколько ресурсов со ссылками в интернете, которые помогут детям в создании своих первых проектов, а также в обучении таким предметам как физика, физика космоса и робототехника/электроника. Если вы знаете меня, то вы знаете, что я довольно долго изучал эти вещи. Проблема в процессе обучения этим предметам в наше время в том, что они чересчур абстрактны и часто ограничиваются теорией «на бумаге». Чтобы изучить эти предметы на уровне более высоком, чем просто знание тривиальных вещей и фактов, вы должны по-настоящему «заниматься» наукой, а не просто «читать» о них.

Существует несколько статей и моделей, которые серьезно повлияли на мое отношение к некоторым вещам, перевернули мой взгляд на подход к изучению этих вещей. Я коснусь каждой из них по-отдельности, а затем соберу вместе накопленные знания и опишу подход, который я собираюсь опробовать. Ни одна из этих статей или идей не станет ни для кого откровением, однако они производят впечатление, когда вы их читаете. Авторы проделали огромную работу и описали предмет так глубоко и детально, как я никогда не смогу.

Первой подобной статьей и моделью является модель Дрейфуса, которая изначально основана на докладе Хьюберта Дрейфуса и Стюарта Дрейфуса начала 80-х, называвшемся «Пятиступенчатая модель умственной деятельности, задействованной в ценленаправленном приобретении навыков» (A Five-Stage Model of the Mental Activities Involved in Directed Skill Acquisition). Вы можете пробежаться по нему глазами.

Первоначально эта работа была подготовлена для научно-исследовательского центра воздушных сил США (Air Force Office of Scientific Research) для подготовки пилотов, но ее структура и цели могут быть эффективно использованы для тренировки любого человека: медсестёр, шахматных игроков, людей, изучающих иностранные языки и даже программистов (погуглите«Dreyfus model» и вы увидите множество различных результатов ее применения (и немного аргументов против ее использования)). Мне она нравится, поэтому я собираюсь ее применять.

В нескольких словах, Дрейфус выделяет пять-семь этапов обучения новому навыку или изучения какой-то области:

  • Новичок
  • Продолжающий
  • Компетентный
  • Специалист
  • Эксперт, и
  • Мастер


Не знаю как насчет вас, но я часто слышу как многие люди используют термины «Компетентный» или «Эксперт» при описании собственных навыков, не имея объективной модели, на основании которой они могли поместить себя в ту или иную категорию. Некоторые люди начинают себя считать компетентными в какой-то области после прочтения всего одной книги. Другие называют себя экспертами уже после завершения одного проекта с использованием определенного навыка или технологии. Мне это напоминает один эпизод из «Монка» (детективный сериал. прим.пер.), в котором детектив Адриан Монк плывет на лодке, и кто-то спрашивает у него, умеет ли он плавать. Он отвечает, что знает как плавать и даже достает из кошелька сертификат, удостоверяющий, что он пловец (с заочных курсов), но тут же признается, что никогда на самом деле не был в воде и ему не доводилось применять свои навыки, но он считает, что у него выйдет совсем неплохо. Некоторые люди идут этим путем при изучении различных предметов и технологий, которые они изучали в книгах и интернете, но никогда на самом деле не «занимались» реальными вещами, никогда не пользовались тем, что они изучили. Вы учитесь, делая вещи, вы не учитесь (и не можете учиться) до того как сделаете что-нибудь.

Эта модель делает две важные вещи: (1) помогает лучше определить, что значит каждый из этапов обучения, и (2) объясняет принцип перехода человека из одной категории в другую.

Коротко об этапах:

Новичок

Новичок всегда следует правилам — конкретным правилам, в любой ситуации, при любом раскладе. Вам не нужно «думать», вам просто нужно «делать». Правила непоколебимы и никогда не должны нарушаться. Главное на данном этапе это получать опыт, следуя предписаниям и работая над новым навыком. Вы можете следовать рецепту на коробке с тортом и, вероятно, приготовить вполне достойный торт. Все, за что вы отвечаете, это соблюдение инструкций.

«Для развития новичку требуется контроль со стороны или самоконтроль, чтобы его действия максимально соответствовали правилам».

Продолжающий

Правила все еще являются основой, но они начинают приобретать ситуационный характер. В одной ситуации вы придерживаетесь одного правила, в другой ситуации — другого. Продолжающий должен быть в состоянии выборочно применять различные правила. Так что если вы хотите шоколадный торт, следуйте шоколадным инструкциям. Если вы хотите ванильный торт, следуйте другим инструкциям. Если же вы ростом более 5000 футов, вам потребуется изменить количество некоторых ингридиентов. Это все еще рецепт, но у него существует несколько вариаций. Опять же, следуйте различным «вариантам» инструкций и все будет в порядке. Несмотря на то, что всё довольно легко вновь может превратится в огромную категорию Новичок, это значительный шаг в сторону Компетентности.

Компетентный

Вы осознаете, что навыки или область, которую вы изучаете, это больше, чем просто набор правил и их вариаций. Вы начинаете видеть модели и принципы (или аспекты), а не отдельный набор правил — правила становятся менее строгими. Вы больше полагаетесь на свой опыт и на активное принятие решений, чем на неукоснительное следование правилам. На данном этапе формируются руководствующие принципы, которые очень помогут вам на более высоком уровне. Теперь вы ответственны за свои решения, в отличие от предыдущих этапов, на которых вы строго соблюдали правила. Вы сделали много тортов и имеете несколько рецептов. Когда вас попросят сделать торт нового типа, вы воспользуетесь своим опытом и сделаете его. Если же новый торт не выходит, ответственны за это только вы. Это критический и переломный момент для большинства изущающих какое-то умение людей, а также причина, по которой большинство людей никогда по-настоящему не станут «компетентными» в вещах, которые они изучают. Здесь вы либо решаете просто «следовать правилам», либо полностью погружаетесь в предмет изучения и учитесь брать на себя ответственность.

«Компетентность приходит только после значительного опыта работы в реальных ситуациях».

Специалист

На данном этапе понимание вашего умения или области изучения становится более инстинктивным и интуитивным. Вы будете заниматься вещами, которые кажутся вам верными (и очень часто вы будете правы). Вместо дискретного множества из различных частей вы можете воспринимать цельную систему. Большой опыт в решении реальных задач покажет вам, что чаще всего существует несколько конкурирующих решений определенной проблемы и у вас есть «шестое чувство», которое подскажет вам верный путь. «Расчет и рациональный анализ будто тают на глазах». Вы быстро понимаете, «что» нужно сделать и сразу же формулируете как этого добиться.

Профессионализм развивается в результате воздействия "широкой вариативности самых типичных ситуаций".

Эксперт

На этой стадии, решая задачи, вы не задумываетесь над алгоритмом выполнения работы, вы просто «делаете», и оно работает. «Оптимальная производительность становится вашей второй натурой». Люди могут спросить вас, почему вы решили выбрать именно этот путь решения проблемы, а вы не будете знать, как им объяснить это, как разделить ваш путь от А до Б на 10 шагов, когда для вас это всего один шаг. Просьба к Эксперту подробно описать ход решения задачи, до того, как он приступил к работе над ней, может привести его в замешательство. Здесь вы подобны бабушке, встающей в 6 утра и делающей печенье уже долгие-долгие годы. Она не задумывается о количестве выпечки или времени запекания, да, возможно, она вообще не думает о ней — она просто делает, и это работает. Очень немногие люди могут достигнуть подобного уровня в определенном навыке. По некоторым оценкам для этого требуется 10-15 лет работы в данной области.

Опыт Эксперта «настолько велик, что каждая конкретная ситуация незамедлительно диктует ему на интуитивном уровне требуемые действия».

Мастер

Мастерство в основном выражается в стиле. Мастер в чем-то на самом деле просто «Эксперт в ударе». Думаю, вы могли проводить время с кем-то, кто действительно в чём-то очень хорош, он настолько погружен в работу, что вы не можете не почувствовать, что наблюдаете за работой настоящего гения. Я бы также назвал Мастера Экспертом, который может оглянуться назад и встать на место Новичка, создавать правила, контролировать/наставлять начинающих, помогая им двигаться вперед. Если вы когда-нибудь встречали Мастера, вы запомнили его — по имени — они редкость, и вам было бы очень полезно проводить с ними как можно больше времени. Эксперт в баскетболе может обладать блестящим исполнительским мастерством и без раздумий раз за разом попадать в кольцо. Но Майкл Джордан сделает это с таким стилем, изяществом, легкостью и пренебрежением к законам физики, что вы будете вынуждены бросить все и смотреть на него, когда он «в своей стихии».

Мастер «способен переживать моменты полного погружения в работу, во время которых его производительность превосходит даже обычный высокий уровень».

Суть

Спасибо за то, что прочитали так много, теперь я наконец затрону суть проблемы (спустя 1000+ слов) — я считаю, что в подавляющем большинстве предметов люди на сегодняшний день доходят лишь до уровня «Продолжающего». Неприятно, что это все больше касается науки, математики и технологии. Если вы знаете достаточно, чтобы «пройти тест», значит это все, что вам нужно. Нормативный акт «Не бросайте детей» (No Child Left Behind) был разработан чтобы научить людей ответственности за обучение. Но вместо студентов, которые могут стать Компетентными или даже Специалистами в какой-то области, мы создали систему, в которой студенты застряли на уровне «Продолжающих» во множестве предметов и, возможно, не в состоянии двигаться вперед. Мы учим детей, что достаточно «знать» о вещах, но никогда на самом деле не «заниматься» ими.

Итак, что мы можем с этим сделать? Нам нужно создать каталог ресурсов, который поможет детям пройти путь от Новичка до Компетентного в науке, математике и технологии — вещах, которые придадут им активности в разработке проектов и создании связей, которые так необходимы для продвижения вперед. Сложная, но достижимая цель. Многие люди видят подобные проблемы и пытаются решать их. Сотрудничество с ними будет ключём к нашему успеху.

1 комментарий:

Unknown комментирует...

Наконец-то стало понятно, кто же такой "Эксперт" и в какой классификации он находится. Теперь буду называться осознанно!