суббота, 10 января 2009 г.

Баланс работы и личной жизни. Есть ли жизнь на Марсе?

Баланс между офисной и личной жизнью возможен только в случае, если личная жизнь происходит в офисе :).
Только что придуманный афоризм.

Работая в одной из компаний в течении года по 12-14 часов в день, приходя домой в 11-12 вечера, я заставала только порнофильмы и последние новости. В результате, я ходила удовлетворенная и в курсе последних событий :). Мне нравилась моя работа, коллектив, атмосфера общих интересов, но несмотря на все эти приятности, в один момент, я мощно перегорела и поняла, что баланс нужен, даже если тебе его не очень хочется в момент вовлеченности.

Общаясь с большим количеством генеральных директоров и собственников компаний о вовлеченности сотрудников, почти всегда слышишь от них, что сотрудники ДОЛЖНЫ быть вовлечены в дела компании, мы им деньги за это платим. Но, к сожалению для них, вовлеченность не является прямым следствием получения ЗП, а, зачастую, может быть прямо противоположным.

Должны ли сотрудники отрабатывать с 9 до 6 часов, или они должны работать на результат?

Я за то, чтобы работать на результат, потому что люди обладают разным уровнем скорости мышления и действий, бывают «совы» и «жаворонки» (чистая психофизиология).

Итак, наиболее распространенные мифы:

«Миф 1». Все сотрудники одинаково работоспособны с 9 до 6.

Если сотрудник — «сова», он будет наиболее эффективен минимум с 11 утра и позже, так зачем же мучить его приходом в офис к 9 утра? Если, в любом случае, эти 2 часа он потратит на распитие кофе, чая и разговоры с такими же несчастными «совами» и счастливыми жаворонками. Я понимаю, если периодически его присутствие требуется на утренних совещаниях, но они же не каждый день, а даже если и каждый, их можно сделать в другое, более компромиссное для всех время.

Если сотруднику-сове необходимо отправить утренний отчет, он может сделать это вечером из дома или с работы, так как совы, любят засиживаться допоздна, и в любом случае он готовит этот отчет вечером. Я просила сотрудников-сов присылать мне отчет, в случае необходимости, до 7 вечера текущего дня, чтобы у меня было время задать вопросы, так как в это время мы оба находились на работе.
Для жаворонков, соответственно, наиболее работоспособное время с раннего утра до 5-6 часов вечера, но не позже. Учитывая психофизиологические особенности личности, мы повышаем эффективность сотрудника.
«Миф 2». Беременные женщины, многодетные или просто мамы с маленьким ребенком не способны к полной отдаче на работе.

Априори считается, что все вышеперечисленные категории женщин не способны полностью отдаваться работе. Да, иногда не способны, но не все! Опровергая утверждение о неспособности всех, моя знакомая, мама пятерых детей, успешно работает в компании на должности руководителя отдела стимулирования персонала и уделяет время семье. Да, она отдана компании с 9 до 6, но кто сказал, что она должна работать после 6, если она делает работу с результатом? Я знала много беременных женщин и молодых мам настолько активных, что их руководители просили их уйти в декрет еще раз.

Женщины могут, сидя в декрете, управлять компаниями! Что уже говорить об отделах. Как отвечала главная героина фильма «Москва слезам не верит» на вопрос, как она управляет 3-х тысячным заводом: «Нужно научится управлять тремя сотрудниками, а потом уже не страшно, 3 тысячи у тебя в подчинении или больше».

«Миф 3». Работа из дома не дает результата.

Опрашивая руководителей совершенно разных компаний, почему они не хотят давать своим сотрудникам работу на дом, 90% ответов сходились на боязни потерять собственную власть и такой сладкий «контроль». Таким «руководителям» хочется посоветовать лечить самооценку и только потом управлять людьми. Если человеку нравится его работа, он мотивирован отношением руководителя (читайте мой пост о мотивации) — он будет работать из дома с еще более отличным результатом. Более того, самоорганизация очень влияет на мотивацию, ведь никто не снимает ответственность за результаты его работы, и оценка результативности остается в любом случае. Давая сотруднику работу на дом, вы награждаете его дополнительной ответственностью, а она, как известно, является одним из мотивирующих элементов.

Многие думают, что работая в офисе, сотрудник более ответственен, а дома более расслаблен, так как рядом холодильник и телевизор. Хочу заметить, что сейчас, во многих офисах, обстановка близка к домашней, а иногда даже и лучше, особенно для сотрудников снимающих квартиры. В офисе, гораздо больше отвлекающих факторов: коллеги, постоянно заглядывающие в монитор, руководители, которым ты срочно нужен по мелкому вопросу (раз уж ты в офисе, зайди ко мне) и т.д.

Свободный график очень мотивирует сотрудников, для которых важно чувство внутренней свободы (если хотите узнать, важно ли для сотрудника работа в свободном графике или дома, просто спросите у него — не все сотрудники хотят работать дома).
Если сотрудник не замотивирован работать, он НЕ БУДЕТ РАБОТАТЬ, в НЕ зависимости от его местонахождения. Читайте статью «Дуля в кармане» об уловках сотрудников в июльском (12) номере журнала «Корреспондент».
Закончить статью эту статью хочется 30-секундной речью Брайана Дайсона - бывшего CEО "Coca-Cola".
Представьте себе, что жизнь - это игра, построенная на жонглировании пятью
шариками.
Эти шарики - Работа, Семья, Здоровье, Друзья и Душа, и вам необходимо, чтобы
все они постоянно находились в воздухе.
Вскоре вы поймёте, что шарик Работа сделан из резины - если вы его невзначай
уроните, он подпрыгнет и вернётся обратно.
Но остальные четыре шарика - Семья, Здоровье, Друзья и Душа - стеклянные. И
если вы уроните один из них, он будет непоправимо испорчен, надколот,
поцарапан, серьёзно поврежден или даже полностью разбит. Он никогда не будет
таким, как раньше. Вы должны осознавать это и стараться, чтобы этого не
случилось.
Работайте максимально эффективно в рабочее время и уходите домой вовремя.
Посвящайте необходимое время своей семье, друзьям и полноценному отдыху.
Ценность ценна только если её ценят.

Желаю всем баланса и гармонии;)

3 комментария:

SmetannikovaLena комментирует...

Вик, (набираю второй раз))
я говорю, что я вся "за" такой демократичный подход к графикам работы, но, наверное, пока для наших стран ранова-то. Такой свободой мало кто умеет пользоваться без последствий. у нас же "без личного отношения никуда". Один высыпается - другой на него же уже за это "зуб точит". и конфликтов в офисе( а я веду речь об обычном офисе, а не о научных разработках, где сотрудникам некогда и неинтересно "совать нос" в соседские дела).
хотя многие мои знакомые работают в различных сферах и на разных постах, но всего 10% могут похвастаться таким отношением к себе. и эти 10% состоят в отношениях помимо работы со своим руководством!

Анонимный комментирует...

Лучше всего "понимаю" твой МИФ №1.. и "О, завидуйте! :).."
---
Работаю я чаще всего с 12:00-14:00 (за исключением "дней совещаний") и прекрасно знаю, чем оборачивается моя утренняя "вылазка" на работу. Эффективность очень далека от максимальной.

!!!ДаЙОшь гибкий график работы :)

Stas Davydov комментирует...

Все так, баланс важен всегда и везде :).

Баланс можно создавать с помощью гибких возможностей организации работы. За дополнительной информацией отсылаю к Линде Греттон и «Демократическому предприятию».