пятница, 12 сентября 2014 г.

“Рекрутинг изменился в лучшую сторону” - интервью ReQuest со мной

Ребята из ReQuest взяли у меня интервью.  Запощу в бложек, чтоб не потерялось.
Они делают клевый стартап "Поиск людей за вознаграждение"

Вика Придатко - успешный IT-рекрутер  с практическим опытом в сфере управления персоналом, путешественница, блоггер, фрилансер. Поговорим об “айтишниках”, команде рекрутеров, путешествиях, фрилансе и личных рекомендациях.


“В начале карьеры я высылала резюме с позицией психолога детского сада, а меня пригласили рекрутером в компанию”

“Айтишники - самые умные и разносторонние люди, которых я когда-либо встречала (не в обиду “продажникам” и мерчендайзерам)”

…”уехала путешествовать и подумала, что у меня только месяц отпуска и…”

“По моему, хороший рекрутер - тот, у которого много возвратов, как клиентов, так и кандидатов.”

“В IT рекрутинге из минусовых тенденций - это “кандидат=бабло”.


ReQuest:
- Вика, у Вас бэкграунд психолога, образование соответствующее. Чем привлек рекрутинг и почему начали развиваться в этом направлении?

Вика Придатко:
- Когда я переехала в Киев, рекрутинг только развивался  и, по-моему, самый логичный переход из психологов был именно в рекрутеры, за счет схожести специфики (с точки зрения понимания людей). Я высылала резюме с позицией психолога детского сада, а меня пригласили рекрутером в компанию, с чего и начала. Мне кажется, что рекрутер наиболее близок к психологу, хотя думаю, что рекрутинг, по большому счету, совсем не зависит от образования.

- Где начинали, если не секрет?

- Ой, я даже не помню названия этой рекрутинговой компании... Это была заря рекрутинга: у нас был один компьютер (а он какой-то старенький был) на пять человек - и мы работали на нем по очереди - сейчас такое страшно себе представить - это было около 13 лет назад. И принтер такой старенький был (матричный, по-моему)... И как-то быстро я стала Head of Recruiting  (смеется) в этом агентстве. А потом меня “схантили” в другое агентство - и там уже было по компьютеру на человека, что было очень круто. Позже я у одного из клиентов стала HRом,  потом HR директором, и так, постепенно, слово за слово пятачок получал по морде:))…

- Почему именно IT рекрутинг?

- Когда я пришла в GlobalLogic, мне очень понравились айтишники, и я поняла: “всё, с IT я не спрыгну”. На мой взгляд, если брать по специальностям, то это самые умные и разносторонние люди, которых я когда-либо встречала. По крайней мере, они самые быстро развивающиеся личности - может, за счет  стремительного развития технологий. С айтишниками можно разговаривать бесконечно, помню гуляла с Android девелопером (да, Давид, это ты)) 4 часа в жуткий дубарь, и было так интересно, что не заметила, как прошло время.

- Почему Вы ушли во фриланс?

- Путешествия, конечно! На самом деле, я никогда не думала, что буду работать на себя, у меня не было такого стремления - я себя совершенно комфортно чувствовала в компании, просто я уехала путешествовать и подумала, что у меня только месяц отпуска и…
Стала делать презентации про позитивный подход, потому что мне не совсем нравилось,  как с людьми обращаются - как это все было формально и так далее… И нашлись люди, которым мой подход оказался близок - они-то и стали моими первыми клиентами, а дальше уже просто меня рекомендовали, и до сих пор так все и происходит.

- Какое путешествие запомнилось больше всего?

- Нельзя сказать, что больше всего запомнилось, но… Новая Зеландия! Моя любимая страна. Мадагаскар очень крутой, остров Пасхи очень классный… А! Антарктида! Они все разные, я даже не могу их сравнивать. Я, допустим, могу сравнить Вьетнам и Антарктиду, в таком случае Антарктида (для меня) однозначно лучше. Но сравнивать Антарктиду и Новую Зеландию совершенно невозможно - это два необыкновенных места,  все по разному и везде классный опыт, даже если не понравилось. Как в анекдоте, опыт - это то, что ты получаешь, не получив желаемого :)

- Любите активный отдых? Спорт?

- Я постоянно занимаюсь спортом, но не профессиональным, а фитнесом, танцами и т. п. Я постоянно что-то делаю, не могу так просто сидеть. Прокрастинация -  точно не мое, не мой стиль жизни.

- А экстремальный спорт?

- Нет-нет! Многие считают меня экстремалом, потому что я езжу в стрёмные, с точки зрения общественности, страны. Мне кажется, что если ты живёшь с ощущением, что мир безопасен, то все будет в порядке: не было ни единого неприятного случая, что меня ограбили, например. А экстремальный спорт-нет: с парашютом я бы не прыгнула (хотя если влюблюсь в парашютиста может и прыгну)), банджи-джампинг точно нет (даже если влюблюсь в джампера :).

- Как устроен день фрилансера?

- Сейчас он таков: просыпаюсь, принимаю душ, потом у меня медитация, потом спорт, потом работа, потом какие-то домашние дела. В период с 10ти до 4х я чаще всего работаю: собеседования, поиск людей, постановка задач (поскольку у меня есть команда рекрутеров, я же не одна работаю, с таким количеством вакансий одной было бы просто нереально). На самом деле, это может длиться сколько угодно долго.

После 4х, если я в Киеве, могут быть выезды в город и живые встречи. Для меня работа - это часть жизни и я не разделяю эти понятия. Я сейчас учусь, чтобы работа для меня заканчивалась в 7 и можно было тусить без компьютера (смеется).  Но личная жизнь в приоритете конечно :)

Минус работы фрилансера, наверное, в том, что у тебя нет определенного выходного, нет четкого отпуска, ты всегда работаешь, потому что это твой единственный заработок.
Единственное, когда я была “out of office” и практически не отвечала на мейлы - это была Антарктида. Там был Интернет за 50 долларов/час, и то я купила час, потому что “ну а вдруг что-то срочное” (смеется).

Я от многих слышу, что основной минус для фрилансера - это то, что ты не разделяешь работу и отдых, но это скорее вопрос организованности своего графика.
С другой стороны, если мне нравится общаться с человеком, то какая разница, сейчас 7 вечера или 10…

Я, например, рано ложусь и рано встаю. В Новый Год я пошла спать в 10 часов, даже не дожидаясь праздника. И 1го января у меня было настроение написать кому-то из “айтишников”, а они потом удивлялись “какая-то сумасшедшая пишет 1го января в 9 утра” (смеется).

Плюс, который есть во фрилансе - ты сам можешь строить свой график, как тебе нравится. Понятное дело, что необходимо учитывать свои обязательства, но при этом можешь строить график, как захочешь, и эта гибкость очень ценная для меня.

- Расскажите, пожалуйста, о своей команде

- Команда сформировалась спонтанно: все девчонки-ректрутеры - очень разные и очень классные. Нас объединяет страсть к айтишникам. Нас 8 человек, у каждого своя степень загрузки.

У меня такой подход, каждый рекрутер работает с тем клиентом, который ему больше нравится, то же самое равноценно для клиента. Нет насилия, если клиент никому не подходит, мы с ним не работаем, вне зависимости от того, сколько он платит. Это как жить с человеком, который тебе не нравится - зачем?

- Как Вы относитесь к парням рекрутерам?

- Отлично! Какая разница, это совершенно не зависит от пола. Это вопрос таланта. У меня, например, есть друг - очень талантливый рекрутер.

У нас очень много условностей, а зря. Мы просто отсеиваем классных людей из-за этого.

- Как изменился рекрутинг за последние несколько лет? Какие тенденции можете выделить?

- На мой взгляд, он становится однозначно человечнее в плане более личного подхода, если посмотреть, как общались с кандидатами в 2000-х, например.

У нас рекрутинг изменился в лучшую сторону. Я думаю, что классный рекрутинг - это когда ты интересуешься человеком вне зависимости от того, примет он твой оффер, или нет. Он тебе либо интересен, либо нет. Сейчас рекрутеры меньше смотрят со стороны выгоды, больше со стороны человеческого отношения.

В IT рекрутинге, как я заметила, из минусовых тенденций, это “кандидат=бабло”, то есть когда кандидат тебя интересует только в разрезе бонуса, и если ты не получаешь за него денег, ты перестаешь с ним общаться. Это кабздец, как по мне.
За принятого на работу кандидата ты в любом случае получаешь бонусы, но с таким подходом, это будет “одноразовый рекрутинг”. Нужно начинать каждый раз сначала. У человека не останется по отношению к тебе положительного “фидбэка”.   Поэтому я говорю, что рекрутинг - это отношения, ты их либо умеешь строить, либо каждый день, как день сурка. Добрый день, не рассмотрите ли наше предложение, в молодой, динамично развивающейся компании :) (стебусь)

По моему, хороший рекрутер - тот, у которого много возвратов, как клиентов, так и кандидатов. Тот, к кому обращаются по рекомендациям. Когда у тебя классная репутация, тебя советуют, к тебе обращаются, это я считаю самым главным признаком хорошего рекрутера. А обращаются тогда, когда тебе доверяют, с тобой приятно общаться, и когда ты просто по-человечески подходишь к каждому, помогаешь вне зависимости от получаемой тобой выгоды. Это норма жизни.

Когда меня спрашивают перед тренингом по ИТ рекрутингу, что  на нем будет, я отвечаю, что просто обучение человеческому общению и прелестям общения с айтишниками.

- Насколько это понимает отрасль?

- Есть люди, которые работают по инерции. Не буду голословно говорить о всех, но как правило в больших компаниях “за технологиями не видят людей”.

На мой взгляд, рекрутер - тот человек, который помогает кандидату найти то, что нужно, даже если у рекрутера такой вакансии нет.  За счет своего нетворкинга, я помогаю кандидатам найти работу, если у меня нет необходимых им вакансий. Я делаю это безвозмездно и рада, когда люди находят место по душе.  

Бывает, что человек отказывается от оффера, и ты не зарабатываешь деньги, к этому нужно относиться спокойно. Везде нужен баланс. Для меня деньги - это реализация каких-то желаний и радость моим близким. Когда я зарабатываю деньги, я могу радовать себя, своих близких, друзей, помогать, могу возить маму в Европу, путешествовать самой.

Продолжение интервью с Викой Придатко ищите в блоге ReQuest совсем скоро :)


По материалам интервью, которое проводили Михаил Скричевский и Анна Король

Комментариев нет: