Интересная и полезная статья для фрилансеров.
Взято тут http://miumau.livejournal.com/980578.html
Я периодически свожу для работы дизайнеров, флешеров, программистов, разработчиков и клиентов, при этом часто клиентов я не очень знаю - они пришли через кого-то, либо они вообще находятся на стороне какого-то друга, который уже получил заказ и делает свой кусок (например, дизайн) и еще ищет того, кто это соберет, т.к. заказчик попросил об этом.
И вот начинается вдруг - кто-то из приглашенных начинает меня осторожно спрашивать, сколько денег попросить за работу. Я всегда настойчиво отвечаю, что денег надо попросить ДОСТАТОЧНО. Не просто впритык, наступив себе на хвост со всех возможных сторон, а сколько надо, чтобы делать работу спокойно и мотивированно, и еще с припуском на какие-то мозгокручение, заминки, переделки, недоразумения, без которых не обходится ни один живой проект. Денег надо попросить так, чтобы не пожалеть при первой же трудности, что ввязался. Чтобы в каждый момент работы отчетливо понимать, почему это хочется делать и довести до конца, даже если трудно и уже не особо интересно.
картинка отсюда
И мне тогда говорят:
- Ой, знаешь, если вот так считать, то получится вот такая сумма!
- Ну и очень хорошо - вот такую сумму и говори (а зная свои кадры я бы посоветовала к этому еще 20% прибавить за застенчивость(.
- Ну так это большая сумма! А вдруг заказчик испугается и уйдет?
- Тогда пусть уйдет!
На самом деле мы тут не говорим ведь о том, как бы заказчика обмануть! Мы говорим о том, как попросить адекватных денег за свою работу - чтобы не получилась типичная ситуация, при которой человек 80% времени жалеет, что ввязался в проект, потому что он чувствует, что 2поскромничал" насчет гонорара, боясь потерять сам заказ. А теперь он понимает, что таки немало вкладывает за мало денег, и у него растет недовольство и неудовлетворенность, с каждым часом работы.
Чтобы раз и навсегда успокоиться, я в таких случаях предлагаю рассмотреть простой пример - что будет, если такой заказчик испугается цены. (Если цена названа адекватная).
Самый распространенный сценарий: Заказчик скажет "мы хотим спросить других" и пойдет спрашивать. Имеет право. Возможно он таки получит где-то предложение получить то же самое за заметно меньшую сумму. Понятно, как это получилось: либо это предложение сделал человек, не имеющий опыта выполнения таких заказов, и он просто не понимает, за что он берется. Либо человек не понял или не осознал задачу, и заведомо собирается сделать что-то гораздо меньшее и простое. Хорошо, если он просто не понял. А иногда бывает, что что-то большее он попросту не умеет (но почему-то уверен, что более простого варианта заказчику хватит).
Либо это таки очередной такой "застенчивый", просто не решившийся попросить денег, сколько надо. Т.е. человек, который все может и умеет, но попросил мало денег от страха, что иначе заказчик убежит. (Особенно если заказчик уже начал с рассказа о том, что от предыдущего он сбежал из-за цены).
В таком случае заказчик вероятнее всего будет иметь очень много возни с плохо сделанной работой. Вероятно сначала ему начнут что-то делать, потом начнут тормозить. Дальше будет расти недовольство трудящихся, и падать мотивация. И со временем проект как-то зачахнет, потому что не хватит сил вытащить из совершенно немотивированного сотрудника хоть что-то. Либо заказчика к концу возьмет зло, потому что все же об услуге договорились, и он вытащит из исполнителя обещанное. Но это обычно уже тот случай, когда к концу проекта все друг друга ненавидят.
Либо заказчик начнет видеть (возможно далеко не сразу), что ему дают что-то не то. Что исполнитель на самом деле не может, что от него надо. а может попроще, похуже, или совсем другое. Возможно, будут какие-то пререкания, может быть один попытается доказать другому, что это он ничего не понял, или они будут обмениваться претензиями по поводу того, что надо было понятнее выражать свои мысли.
Возможно за это время заказчик успеет выплатить какой-то аванс. А бедолага-исполнитель успеет его проесть. В любом случае все потеряют очень много времени. И с очень большой вероятностью, через какой-то слишком длинный срок, заказчик окажется снова без сайта (магазина, си-ай, ребрендинга или чего он там хотел), уже потратив на все половину денег и все нервы.
И угадайте, куда он он снова придет, подумав, что товар ему все же нужен? (И осознав, что надо отдать за это такую-то сумму, если хочешь, чтобы было как у людей).
Как второй вариант - заказчик спросит 10 человек, услышит в половине случаев такую же цену (и компетентное обоснование, откуда она взялась), и несколько раз более низкую цену - где не очень понятно, откуда она взялась, либо таки пахнет каким-то непониманием или неопытностью. Побоится рисковать, поймет, что самая часто называемая цена видимо есть рыночная, и надо с ней мириться, если хочешь нормально сделать проект. И после всего, с большой вероятностью, возьмет того, кого уже знает и привел один, которого наняли для выполнения другой части работы. Потому что - если выбирать из примерно одинаковых профессионалов за примерно одинаковую цену, возьмут того, с кем хочет сотрудничать уже вовлеченный.
Так что называйте нормальные цены на работу!
А если заказчик, услышав эту цену, уйдет, то так оно и лучше!
Спасибо Стасу Давыдову.
Копипащу статью полностью, потому, что иногда ссылки устаревают.
Я периодически свожу для работы дизайнеров, флешеров, программистов, разработчиков и клиентов, при этом часто клиентов я не очень знаю - они пришли через кого-то, либо они вообще находятся на стороне какого-то друга, который уже получил заказ и делает свой кусок (например, дизайн) и еще ищет того, кто это соберет, т.к. заказчик попросил об этом.
И вот начинается вдруг - кто-то из приглашенных начинает меня осторожно спрашивать, сколько денег попросить за работу. Я всегда настойчиво отвечаю, что денег надо попросить ДОСТАТОЧНО. Не просто впритык, наступив себе на хвост со всех возможных сторон, а сколько надо, чтобы делать работу спокойно и мотивированно, и еще с припуском на какие-то мозгокручение, заминки, переделки, недоразумения, без которых не обходится ни один живой проект. Денег надо попросить так, чтобы не пожалеть при первой же трудности, что ввязался. Чтобы в каждый момент работы отчетливо понимать, почему это хочется делать и довести до конца, даже если трудно и уже не особо интересно.
картинка отсюда
И мне тогда говорят:
- Ой, знаешь, если вот так считать, то получится вот такая сумма!
- Ну и очень хорошо - вот такую сумму и говори (а зная свои кадры я бы посоветовала к этому еще 20% прибавить за застенчивость(.
- Ну так это большая сумма! А вдруг заказчик испугается и уйдет?
- Тогда пусть уйдет!
На самом деле мы тут не говорим ведь о том, как бы заказчика обмануть! Мы говорим о том, как попросить адекватных денег за свою работу - чтобы не получилась типичная ситуация, при которой человек 80% времени жалеет, что ввязался в проект, потому что он чувствует, что 2поскромничал" насчет гонорара, боясь потерять сам заказ. А теперь он понимает, что таки немало вкладывает за мало денег, и у него растет недовольство и неудовлетворенность, с каждым часом работы.
Чтобы раз и навсегда успокоиться, я в таких случаях предлагаю рассмотреть простой пример - что будет, если такой заказчик испугается цены. (Если цена названа адекватная).
Самый распространенный сценарий: Заказчик скажет "мы хотим спросить других" и пойдет спрашивать. Имеет право. Возможно он таки получит где-то предложение получить то же самое за заметно меньшую сумму. Понятно, как это получилось: либо это предложение сделал человек, не имеющий опыта выполнения таких заказов, и он просто не понимает, за что он берется. Либо человек не понял или не осознал задачу, и заведомо собирается сделать что-то гораздо меньшее и простое. Хорошо, если он просто не понял. А иногда бывает, что что-то большее он попросту не умеет (но почему-то уверен, что более простого варианта заказчику хватит).
Либо это таки очередной такой "застенчивый", просто не решившийся попросить денег, сколько надо. Т.е. человек, который все может и умеет, но попросил мало денег от страха, что иначе заказчик убежит. (Особенно если заказчик уже начал с рассказа о том, что от предыдущего он сбежал из-за цены).
В таком случае заказчик вероятнее всего будет иметь очень много возни с плохо сделанной работой. Вероятно сначала ему начнут что-то делать, потом начнут тормозить. Дальше будет расти недовольство трудящихся, и падать мотивация. И со временем проект как-то зачахнет, потому что не хватит сил вытащить из совершенно немотивированного сотрудника хоть что-то. Либо заказчика к концу возьмет зло, потому что все же об услуге договорились, и он вытащит из исполнителя обещанное. Но это обычно уже тот случай, когда к концу проекта все друг друга ненавидят.
Либо заказчик начнет видеть (возможно далеко не сразу), что ему дают что-то не то. Что исполнитель на самом деле не может, что от него надо. а может попроще, похуже, или совсем другое. Возможно, будут какие-то пререкания, может быть один попытается доказать другому, что это он ничего не понял, или они будут обмениваться претензиями по поводу того, что надо было понятнее выражать свои мысли.
Возможно за это время заказчик успеет выплатить какой-то аванс. А бедолага-исполнитель успеет его проесть. В любом случае все потеряют очень много времени. И с очень большой вероятностью, через какой-то слишком длинный срок, заказчик окажется снова без сайта (магазина, си-ай, ребрендинга или чего он там хотел), уже потратив на все половину денег и все нервы.
И угадайте, куда он он снова придет, подумав, что товар ему все же нужен? (И осознав, что надо отдать за это такую-то сумму, если хочешь, чтобы было как у людей).
Как второй вариант - заказчик спросит 10 человек, услышит в половине случаев такую же цену (и компетентное обоснование, откуда она взялась), и несколько раз более низкую цену - где не очень понятно, откуда она взялась, либо таки пахнет каким-то непониманием или неопытностью. Побоится рисковать, поймет, что самая часто называемая цена видимо есть рыночная, и надо с ней мириться, если хочешь нормально сделать проект. И после всего, с большой вероятностью, возьмет того, кого уже знает и привел один, которого наняли для выполнения другой части работы. Потому что - если выбирать из примерно одинаковых профессионалов за примерно одинаковую цену, возьмут того, с кем хочет сотрудничать уже вовлеченный.
Так что называйте нормальные цены на работу!
А если заказчик, услышав эту цену, уйдет, то так оно и лучше!
Комментариев нет:
Отправить комментарий